Наставления и письма

Душеспасительные наставления и письма приснопамятного старца Аввы Виталия

Читателю! – со вниманием и страхом Божиим читай написанные строки. Да будет тебе на пользу души.       п.-л.

+

Милость Божия и благословение Его да почиет на Вас, возлюбленные мои брат Николай, сестра Евгения и чада Ваши!

Поздравляю молитвенно с Новолетием и Святыми Праздниками. Вы не забыты в убогости моей. Да даст Вам Господь от Своих великих щедрот вечным спасением, телесным здравием во славу Божию на многая лета. Мир и любовь да водворится в Вашем, молитвенно сего желаю. Во всем радуйтесь, за все благодарите, сия бо есть воля Божия благая спасительная всем человеком. Господь Свят, и мы должны быть Ему подобны. Храни Вас Царица Небесная Своим Покровом во Христе Иисусе, Которому слава. Аминь.

Земно Вам кланяюсь, прося прощения. Дом я Ваш всегда посещаю. Благословение Св. Обители нашея Глинския Пустыни да почиет на Вас.

Выздоровевший от телесной болезни многогрешный Виталий.

+

Письмо от Отца Серафима

Милость Божия буди с вами!

Мужайся, и да крепится сердце твое. Среди докучливых, а иногда и устрашающих искушений вражиих утешай себя Апостольскими словами: «Верен Бог, иже не оставит вас искуситися паче еже можете, но со искушением сотворит и избытие» и часто повторяй это слово для укрепления себя, также презирай суетныя, но злыя внушения врага, угрожающаго тебе погибелью. Самые угрозы его показывают тебе надежду, что он не может тебе ничего сделать, покрываемой милостью Божией. Если бы он мог что-либо сделать, то не стал бы угрожать. Ангел покаяния Св. Ефрему сказал, что враг-диавол совершенно безсилен и ничего не может сделать человеку, если сей добровольно не согласится прежде на какой-либо грех, поэтому, когда враг докучает тебе студными и скверными, отчаянными помыслами, прибегай ко Господу, молясь псаломскими словами: «Господи! изгонящии мя ныне обыдоша мя. Радосте моя! Избави мя от обышедших мя!»

Особенно не тревожься хульными, блудными и отчаянными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. Поэтому в нашествии хульных, отчаянных помыслов прежде всего укоряй себя за осуждение других и гордое мнение, за настоящее или прошедшее, нисколько не беспокоясь тем, что слышим неизреченныя хулы и прочее вражие. А благовременно иногда произноси против оных слова Св. Иоанна Лествичника: «Иди за мною, сатано! Господу Богу моему покланяюся и Тому Единому послужу, а болезнь твоя и слово сие да обратится на главу твою и на верх твой, хула и вся прочая твоя да взыдет в сем и будущем веце». Наконец, необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина. Он пишет в 56-м слове: когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостию Божией будет приближаться к первой степени духовнаго разума, т.е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружится на него хульными, отчаянными и всех родов помыслами. И ты, говорит он, да не станеши в стране сей без оружия, да не вскоре умреши от подседающих и прельщающих тебя. Да будет же тебе оружие: слезы сокрушения сердца, пощение, т.е. с постным маслом ядение, и охраняйся  не прочести еретических или коих подобно книг, сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайшее дух хулы и прочее. Егда же насытити чрево твое, да не возбедствуеши испытати что от божественных вещей и разумений, да не раскаешися. Во чреве наполненном разума таин Божиих несть. Внимая сим словам сего великаго Отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы приобрести смирение, терпение, спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и чрез то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы и разных, а паче всего отчаянных помыслов.

Знай, что враг, если кому не может сделать вреда, то по злобе своей силится, по крайней мере, смущать, досаждать разными помыслами и злыми внушениями. Если хочешь избавиться от гордости и самомнения, то прежде всего требуется покорность воле Божией, то терпи все и не вымышляй вражеских условий, не лезь сама во вражескую сеть. В том то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покориться воле Божией.

Аминь.

Иеросхимонах Серафим

+

Благодать Господа нашего и Покров Царицы Небесныя да почиют на Вас, брате Николае, сестра Евгения, чада и сродники Ваши и все о Господе близкие!

Блаженный Иоанн Милостивый, Патриарх Александрийский, постоянно беседовал о смерти и о исходе души из тела, как ему о том открыто было преподобным Симеоном Столпником:

«Когда душа выйдет из тела, говаривал он, и начнет восходить к небу, встречают ее лики бесов и подвергают многим затруднениям и истязаниям. Они истязуют ее во лжи, клевете, ярости, зависти, гневе, памятозлобии, гордости, срамословии, непокорстве, лихве, сребролюбии, пьянстве, объядении, злопомнении, волхвовании, братоненавидении, убийстве, воровстве, немилосердии, блуде, прелюбодеянии. Во время шествия души от земли к небу самые святые Ангелы не могут помочь ей: помогают ей единственно ея покаяние, ея добрыя дела, а более всего милостыня. Если не покаемся в каком грехе здесь по забвению, то милостынею можем избавиться от насилия бесовских мытарств.

Братия! ведая это, убоимся горькаго часа встречи с суровыми и немилостивыми мытарями, часа, в который придем в недоумение, что отвечать нам истязателям нашим. Ныне покаемся во всех грехах наших, дадим по силе нашей милостыню, могущую проводить нас от земли на небо и избавить от задержания бесами. Велика их ненависть к нам, великий страх ожидает нас на воздухе, великое бедствие!»

Симеон Столпник, открывший себя Патриарху Иоанну, был Дивногорец, современник Патриарха, хотя и старший его. До нас дошел отрывок поучения, принадлежащий собственно Святому Симеону, в котором он говорит о загробной участи христианина. В этом поучении преподобный сперва открывает, что ему возвещено Святым Духом о малом числе спасающихся, о малом числе сохраняющихся в руках Ангельских в настоящее время, т.е. во время жизни Угодника Божия. Далее он говорит, что душу неоскверненную и праведную Ангелы воспринимают с любовию, ублажают, с песнопением возносят, отражая силу врагов и возвышаясь превыше мытарств восхода. Напротив того, грешная душа не допускается подняться в страну, превысшую воздуха: диавол имеет повод обвинять ее. Он препирается с несущими ее Ангелами, представляя ея согрешения, по причине которых она должна принадлежать ему, представляя недостаточество ея в той степени добродетели, которая необходима для спасения и для свободнаго шествия сквозь воздух.

Слыша таковое страшное положение по исшествии души от тела, милосердием и помощию Божиею потщимся делать добрые дела и приносить искреннее покаяние. Сам ничего не делаю неключимый раб, а другим говорю о делании должном. Да избавит нас Господь от мук вечных и сподобит благ бесконечных, Ему слава, аминь. Храни Вас Господи и Матерь Божия во всякой скорби и обстоянии.

В терпении Вашем стяжите души Ваша. Спасайтесь. С моею к Вам любовию с земным поклоном, в молитвенной памяти по милости Божией, гнилой Виталий. Простите безобразника этакого.

+

Милость, мир и благословение Божие и Св. града Киева со всей Святыней в нем сущей да почиют на Вас, возлюбленные и незабвенные о Господе Матери, братие и сестры! Поклон от убогости пишущаго примите, иже всех Вас не тесно вмещает, по милости Божией, в недрах своих. Радуйтесь о милости Божией и всемощному предстательству Царицы Небесныя и веселитесь.

Пишущий сии строки и со смирением умоляет Ваше Боголюбие, возлюбленные о Господе и Им же хранимые, чтобы не просили более нуждою исполнять ваше желание. Положитесь на волю Божию, и что ответят Вам отцы, то и слава Богу. Вы лишаетесь отцевскаго назидания. Умоляю всех Вас не оскорбиться и не плакать с возмущением, но лучше смиритесь, ибо честь наших отцев унизили тем, что просите назидания, советов, наставлений, указаний и благословения у послушника, который сам слеп, несмыслен, весьма порочен и до безумия глуп, а вдобавок  бесноват. Куда это годится. Никак не похвально, а главное — непослушно, он сам в этом сознается и, чувствуя виновность, нещадно себя при всех обесчещивает, на явь рече свои оплошности, да вдобавок тому весьма много к тому свидетелей, что поведение его и дела гнусны.

Господь и Пречистая Матерь Его помогут Вам спастися и в разум истины приити. Отцы сказали: не испытавший брани есть неискусный борец. Обращайтесь к могущим Вас вести путем Евангельскаго учения к достижению спасения души и вечнаго блаженства.

Благословен Господь наш Иисус Христос со Отцем и Пресвятым Духом, вся сотворивый во славу Свою. Мысли, как облака, парят, летят и изменяются. Когда внезапно помрачается день и солнце покрывается тучами, тогда, кажется, поднебесная сторона одевается в траур печали. Лишение дневнаго света порождает скуку и томительное уныние. Так бывает и с человеческим сердцем, ежели оно не ходит в след Иисуса Христа, глаголющаго: ходяй по Мне не имать ходити во тме, но имать Свет Животный. Каждому глаголет Господь. По этому можно каждому разуметь, что следы Христа суть Его Учение и Заповеди; и кто не живет по Его Завещанию, тот умирает по своему изволению. Иго благое и бремя легкое отвергающие подвергаются томлению от непроницаемыя ночи. Мысль благая есть Светлый Луч для озарения души. Надобно подражать в испрашивании сего благодатнаго Луча Св. Иоанну Златоусту, молящемуся к Богу: Господи, даждь ми мысль благую. Грусть, печаль, тоска и прочия досады или душевныя оскорбления бывают от находящих мыслей, которыя на сердце воображат неприятности и возмущают всю душу . Но лишь только явится благая мысль, оне исчезают, как мрак от Света. Ежели благая мысль побуждает человека на какое-либо доброе дело, то дело сие немедленно, по возможности своей, следует исполнить, а иначе сердце опять исполнится томительными непотребными мыслями. Теперь из этого видно, что человек свободен ко всему и получит праведное воздаяние не только по делам своим, но и по мыслям, когда что мыслил худое или доброе. Кто же без Господа знает, что в завтрашний день будет жив и здоров? И ежели Господь хощет сего дня, в который-либо час отделить душу от тела, кто же может воспротивиться и еще продолжить жизнь свою? Никто. Поэтому надобно быть готовым к преселению каждый день и час. Хотя бы хорошее здоровье и не обещало скорой смерти, однако по воле Господней все может быть. Как готовящиеся в дорогу имеют письменный вид о себе и довольно денег, так готовящимся в другой мир надобно иметь чистую молитву и добрые дела, чего себе и вам желаю от Господа.

Некто негде для назидания и спасения изрек: будь тише воды и ниже травы; и еще: знай себя, бойся себя – и довольно с тебя; и еще: коею мерою меришь – возмерится тебе. И если кто в ком замечает недостатки  и соблазняется, тот не обретет покоя души своей. Аще не от нас зависит спасение, хоть родители или близкие, то: сами себе, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. Вы жалуетесь, что добрых дел не творите и Заповедей Божиих не исполняете – и что делать и ожидать? Смиритесь под крепкую руку Божию и со слезами раскаяния молитесь, и Той вас препитает. Ожидать только одного человеколюбия Божия без уныния, ослабления и отчаяния. Он глаголет во Св. Евангелии: в мире будете скорбни, но мужайтесь, яко Аз победих мир; и еще: претерпевый до конца, той спасен будет.

Некто из среды нашей сказал, что не знает, что такое гордость. Вот признаки ее, по которым может распознать сам себя, и во мне, гнилом грехами Виталии: «гордость гневлива, завистлива, ненавистна, многоречива и высокоречива; высшим не покоряется, равным не уступает, низших презирает; славы, чести и похвалы всячески ищет и сама себя безстыдно хвалит; высоко превозносит себя и свои дела; какое доброе имеет, то приписывает себе, а не Богу или людям; хвалится и тем добром, какого не имеет, недостатки и пороки свои старается тщательно скрыть; не терпит себя в презрении и уничижении; увещаний, обличений и даже советов не принимает, самовольно вмешивается в чужие дела; лишившись сана или чести или вообще подвергнувшись несчастию, ропщет, негодует и часто даже хулит», и далее: «Нет ничего труднее гордости, говорит Св. Тихон Задонский. В благополучии ли находимся, она с величанием и пышностью, презрением и уничижением ближних наших приседит нам. В злополучие ли попадемся, чрез негодование, ропот и хуление оскверняет себя. Терпению ли, кротости и прочим добродетелям обучатися тщимся – кичением фарисейским возстает на нас. Нигде и никак от нея избавиться не можем, всегда с нами ходит, всегда хочет господствовать и владеть нами. И лучше ее узнаём на ближних наших, нежели на себе. Прочия пороки, как-то: пьянство, блуд, воровство и прочая видим, ибо часто ради них жалеем и стыдимся, но гордости не видим. Кто бы когда себя признал от сердца гордым? Еще не случалось этого видеть. Многие себя называют грешниками, но от других называтися не терпят… От сего показуется, что языком только называют себя грешниками, а не сердцем, что мало от…

(дальнейшие листы, к сожалению, утрачены)

Скачать Тетрадь