Мир Вам и благословение Святыя Глинския Пустыни, и спасение от Господа!

(далее отрывок из «Руководства к духовной жизни в ответах на вопросы учеников» св. преп. Варсанофия Великого и Иоанна Пророка) 

Сестры! без труда и сердечнаго сокрушения никто не может избавиться от страстей и угодить Богу. Когда человек искушается своею похотию, можно узнать из того, что он нерадит о себе и позволяет сердцу своему размышлять о сделанном им прежде; и тогда человек сам собою навлекает на себя страсть через свою похоть. Ум его, мало-помалу ослепляемый страстию, начинает незаметно для него самого обращать внимание на того, к кому чувствует влечение, или говорить с ним, и находит причины для того, чтобы с ним побеседовать или посидеть, и всеми средствами старается исполнить свое желание. Если позволить мысли обращаться в сем, то умножится брань до падения, хотя и не телом, но духом, в согласии с помыслами, и оказывается, что такой человек (сам) зажигает огонь в своем веществе. Трезвенный же и благоразумный человек, желающий спастись, когда видит, от чего терпит вред, тщательно хранит себя от злых воспоминаний и не увлекается страстными мыслями, удаляется встречи и беседы с теми, к которым чувствует влечение, и от всякаго повода к греху, чтобы самому не возжечь в себе огня. Вот брань, происходящая от своей похоти или произвола (человека). А та, которая бывает от диавола, происходит так: сердце желающаго спастись боится, чтобы не увлечься страстными помыслами, и от встречи, беседы и всякаго повода к свиданию. Если есть нужда к нему (лицу увлекающему) по делу, то лучше оставить дело, чтобы не погибла душа. Бодрствуйте, сестры, вы смертны и недолговечны; не желайте же за малое время (услаждения) потерять жизнь вечную. Какую пользу приносит зловоние и нечистота греха? Только стыд, поношение и соблазн; воздержание же доставляет победу, венец и похвалу. Укрощайте коней своих уздою ведения, чтобы они, смотря туда и сюда, не разжигалися похотию на мужчин и женщин и не свергнули бы вас – всадников своих – на землю. Молитесь Богу, чтобы Он отвратил очи ваши, еже не видети суеты (Псал. 118, 67). И когда приобретете мужественное сердце, брани оставят вас. Очищайте себя, как вино очищает раны, и не позволяйте накопляться в себе зловонию и нечистоте, подобно Виталию, который походит на откормленнаго на убой кабана. Приобретайте плач, чтобы он удалил от вас свободу в обращении, которая губит души усвоивших ее.

Не бросайте орудия, без котораго нельзя возделать плодоносную землю. Орудие это, соделанное Великим Богом, есть смирение: оно искореняет все плевелы с поля Владыки и подает благодать обитающим на нем. Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его. Возлюбите всем сердцем плач, ибо и он соучастник благаго сего делания. Потрудитесь во всем отсекать свою волю, ибо это вменяется человеку в жертву; сие-то и значит: Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения (Псал. 43,23). Не разслабляйте себя беседами, ибо оне не допускают вас преуспевать о Боге. Усильно обуздывайте органы чувств ваших: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания – и преуспеете благодатию Христовою. Без мучений (никто) не бывает мучеником, как и Господь сказал: в терпении вашем стяжите души ваши (Лук. 21,19), и Апостол говорит: в терпении мнозе, в скорбех (2 Кор. 6,4) и проч. Смотрите, не показывайте халдеям сокровищ домов ваших (4 Царс. 20,12-18), иначе возьмут они вас в плен и уведут к Навуходоносору, царю Вавилонскому (4 Царс. 24,13-16).

Вразумляясь всегда ответами Святых Отцев, попирайте страсти, чтобы оне не попрали вас и насильственно не сделали вам зла. Убегайте от них, как серна от тенет (Притч. 6,5), чтобы оне не закололи вас, как ягнят. Не бойтесь их, оне не имеют силы: Господь наш Иисус Христос разслабил их и сделал безсильными. Не предавайтесь сну: хотя оне и полумертвы, но не спят; не будьте нерадивы, ибо оне не нерадят. Хотя немного прострите и вы руки Отцам Вашим, желающим извлечь вас из зловонной тины. Вспоминайте, что много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5,16). Не судите, не уничижайте и не соблазняйте никого. Не приписывайте никому того, чего не знаете о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимайте и ожидайте приближающейся смерти. Говорите себе слово блаженнаго Арсения: «Арсений, зачем ты вышел (из мира)? Научайся Тому, чего пришел ты здесь искать». Теките к Иисусу, чтобы и достигнуть Его. Если хотите спастись, теките скоро, чтобы войти и вам в добрую дружину Святых Старцев. Если хотите преуспеть – трудитесь. Пожелайте быть прославленными со Святыми в неизреченной славе, а не быть с постыдными демонами в неизреченном мучении. Возжелайте быть в Царствии Небесном, а не в геенне огненной. Возжелайте услышать: придите, благословении Отца Моего (Матф. 25,33), и: добре, рабе благий и верный (стр. 23) и проч., а не услышать: иди от Мене, прокляте (стр. 41), рабе лукавый и ленивый (стр. 26). Господу слава во веки, аминь.

Вот я к Вам и приехал. Старайтесь всем прочитать.

Земно кланяюсь всем, прося прощения,

ибо безмерно болтливый,

лицемерная ночная сова Виталий.

Скачать письмо Письмо-12