Письмо Глинского старца о. Серафима (Романцова) 2

Письмо Глинского старца о. Серафима (Романцова), духовного наставника о. Виталия

+

Мир Вам и Божие благословение.

Боголюбивые,

Вот уже прошло три недели Великого поста, а к моменту, когда придет это мое письмо к Вам, вероятно, будет на исходе и четвертая неделя. Как же проходит это постное время у нас? с пользой ли для души или нет? С такою ли ревностию и рвением мы течем по этому пути поста, как и начали его? Не ослабевает ли ревность? И вот, чтобы поддержать этот благодатный огонек в Вашей душе, хочу написать Вам несколько слов о том, как нужно возгревать сие в сердце.

(далее Батюшка цитирует из сборника проповедей св. Феофана Затворника «Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Тайн и исправлении жизни»)

На первой неделе поста Вы, вероятно, как и большинство верующих людей, поговели, причастились Святых Христовых Таин, а перед тем благословил Господь потрудиться Вам в приготовительных к сему подвигах, и за этот малый труд простил нам все грехи, нами исповедованные, и в чистую пометенную клеть души нашей благоволил Сам прийти и вселиться чрез принятие Пречистаго Тела Его и Честныя Крови. Испрашивая прощения о грехах, мы обещали Господу не поблажать более грехолюбию своему и все употребить усилия к неуклонному исполнению св. Его заповедей. Сначала решимость наша была тверда, потом расшатываются мысли и падает крепость наша. Сколько ведь уже раз обещались, и все падали снова. Вот почему нам нужно употреблять заботу и труд, чтобы устоять, по крайней мере, в нынешний раз. И для этого нужно хранить неугасимый жар ревности в Богоугождении, которым было исполнено сердце наше после говения нашего. И если сохраним ревность свою в силе, то избежим новых падений, а в добре преуспеем и укрепимся. Поэтому св. Исаак Сирин советует каждому из нас:  «А ты, человек, во след Бога, во всякое время подвига своего помни всегда первую ревность и те пламенеющие помыслы, с какими изошел ты и вступил в воинские ряды. Испытывай себя каждый день, чтобы горячность души твоей не охладела в ревности, воспламенившейся в тебе при начале, и чтобы не лишиться тебе орудий, в какие облечен ты при начале подвига».

Итак, для того чтобы сохранить ревность, вот что делай:

Каждое утро, как только откроешь глаза, первым делом считайте всегда восстановить сию ревность во всей силе. Произвести сие может и одно собрание [себя внутрь и умственное обращение] к Господу. Если это слабо, приклоните, приложите поклоны, большие и малые в соразмерном количестве. Затем старайтесь воспроизвести в памяти те мысли и чувства, какие действовали на Вас в момент говения. Поставьте при этом себя в час смертный или на суд Божий, когда из уст Божиих готово изыти о Вас решительное определение. Воскресив утром жар ревности Вашей, поддерживайте его в продолжении дня всего. А для сего храните внимание нерассеянным. Стойте умом Вашим в сердце пред лицеем Господа и не попускайте мыслям Вашим блуждать попусту. В пособие к сему внутреннему настроению позаботьтесь всю свою жизнь перестроить по требованиям новой жизни, причем всем своим делам и занятиям дайте свое место, свое время и свою меру. Пусть все у Вас будет определено, как Вам быть одним, как с домашними, как со сторонними, как устроять дела свои, – и все направлено к одному тому, чтобы во всем угождать Господу и во всем исполнять одну святую волю Его. Так устроясь внутренне и внешне, Вы будете непрестанно ревновать о Богоугождении, или от одного Богоугождения переходить к другому.

Видя же труд Ваш, и Господь исполнит Свое обетование быть с Вами и действовать в Вас во спасение Ваше.

Итак, желаю бодрено прейти оставшееся поприще поста и радостно встретить Христово Воскресение.

Всегда поминаем Вас на молитве,

искренний благожелатель Вашего спасения,

иеросх. от. Серафим